Лин Шесть Сигм
Лин Шесть Сигм на сегодняшний день является наиболее известной и успешной методикой совершенствования бизнес-процессов. Методология успешно применяется как большими компаниями с мировым именем, так и предприятиями среднего и малого бизнеса. В основе методологии Лин Шесть Сигм лежат две концепции: Шесть Сигм (Six Sigma), имеющая американские корни, и рожденная в Японии концепция Лин (Lean). После некоторого периода, когда данные концепции отчасти конкурировали между собой, заимствовали отдельные подходы друг у друга, показывали отличные результаты в различных отраслях, наконец, так и не выявив победителя, было предложено объединить обе концепции в одну, назвав ее Лин Шесть Сигм.
Методология Лин Шесть Сигм, являясь наиболее распространенной методикой повышения эффективности в развитых странах, постепенно завоевывает признание и в России. Множество компаний уже опробовали данную методологию и подтвердили ее эффективность. Эти компании интенсивно обучают свой персонал тем самым стремясь сделать Лин Шесть Сигм постоянной движущей силой в улучшении рабочих процессов. Распространение методологии Лин Шесть Сигм носит не только географический характер, эта система находит свое применение практически во всех областях деятельности – в производстве, в сфере услуг, в медицине, в образовании и даже в оборонной сфере.
Шесть Сигм
Сигма (σ) – знак, который используется в статистике для обозначения среднеквадратичного отклонения (его также называют стандартным отклонением значений в генеральной совокупности). Шесть сигм – такой уровень эффективности процесса, при котором на каждый миллион возможностей или операций приходится всего 3,4 дефекта. А дефект может быть определен для любой операции или на любом шаге процесса: например, отсутствие реакции на запрос заказчика, ошибка в заказе на покупку, неправильный счет, превышение обещанного срока доставки, царапина на изделии, несоответствие определенной спецификации и т.д.
Одним из ключевых факторов успеха системы является ее высокая организованность. Вся деятельность проводится в рамках проектов, каждый из которых имеет установленные цели и сроки. Для выполнения проектов распределяются роли и обязанности, устанавливается четкая последовательность реализации проектов, общий подход к ведению записей и т. д. Другие ключевые факторы, делающие систему Шесть Сигм эффективной – это лидерские качества членов проектной группы, активная позиция менеджмента, а также установленная практика принимать решения на основе фактических данных, а не предположений.
Особое внимание методология Шесть Сигм уделяет статистическому контролю процессов, который позволяет предсказывать их поведение, что, в свою очередь, дает возможность заблаговременно внести корректировки и избежать потенциальных проблем.
Наиболее распространенные инструменты/подходы Шесть Сигм:
- Цикл ОИАСК (Определение, Измерение, Анализ, Совершенствование, Контроль).
- ПВПРК диаграмма, блок-схемы процессов, диаграмма спагетти.
- Анализ требований клиента, требований процесса и бизнеса, критические для качества характеристики.
- Причинно-следственная диаграмма, 5 почему.
- Диаграмма причин и последствий отказов (FMEA).
- Развертывание функции качества (QFD).
- Анализ системы измерений.
- Воспроизводимость процессов и их вариация.
- Статистическое тестирование гипотез.
- Корреляция и построение регрессионных моделей.
- Планирование экспериментов (DOE).
- Контрольные карты процесса (SPC).
- И прочие.
Лин
Центральная тема методологии Лин (также известной как “Бережливое производство”) – это ценность для потребителя. С точки зрения конечного потребителя, продукт (услуга) приобретает действительную ценность только при непосредственной обработке или добавлении нужных ему характеристик. Основное ударение в системе Лин делается на устранение потерь – по-японски муда. Муда, буквально – потери или отходы, в японском понимании означает любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. При выборе поставщика определенного товара потребитель рассматривает только такие добавляющие ценности характеристики как качество, функциональность или дизайн – за это он готов платить, и с другой стороны, с точки зрения потребителя, излишняя транспортировка или хранение не делает изделие лучше.
В соответствии с концепцией Лин всю деятельность предприятия можно классифицировать так: операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Следовательно, всё, что не добавляет ценности для потребителя, с точки зрения Лин, классифицируется как потери, и должно быть устранено.
Наиболее распространенные инструменты/подходы Лин:
- Карта потока создания ценности.
- Восемь видов потерь.
- Точно в срок.
- Шаги добавляющие и недобавляющие ценность для клиента.
- Канбан, система вытягивания.
- Анализ времени цикла, времени такта.
- Быстрая переналадка.
- Защита от ошибок.
- 5С.
- Визуализация, стандартизация.
- Автономное обслуживание оборудования.
- И прочие.
При системном подходе к внедрению объединенной методологии, Лин Шести Сигм, активной поддержке и участии руководства, создании необходимой инфраструктуры и организации обучения сотрудников, компания получает огромные экономические достижения за счет снижения всех видов потерь и построения стабильных и контролируемых процессов.